Новости и СМИ

Авторынок 2023. Средние и тяжелые грузовики. Итоги

Отраслевые
Что происходит на российском рынке коммерческих автомобилей?
На российском рынке грузовиков – мощнейший шторм! Ураганный ветер с Востока сметает прежних лидеров, место которых занимают новые. Кто они, каковы их амбиции и результаты? Чтобы с этим разобраться, традиционно воспользуемся данными о регистрации в стране автотранспортных средств, предоставленные аналитическим агентством «Автостат инфо». Согласно этим данным, в 2023 году продажи средних и тяжёлых грузовиков в России выросли на 70%: в общей сложности на них пришлось 144 219 регистраций. Феноменальный результат, значительно превышающий не только результат 2022 года (84 672 ед.), но и результаты всех последних лет, включая 2013 год (115 тыс. ед.), когда ещё даже не пахло никакими санкциями, эпидемиями и прочими макроэкономическими потрясениями.

Рынок взлетел, а его лидер, КАМАЗ, остался на месте. В минувшем году на автомобили данной марки пришлось 31 462 регистрации. Это пусть немногим, но меньше, чем в 2022 году, когда в России было зарегистрировано 31 984 камских грузовика. Так что, несмотря на громадную пустующую рыночную нишу, образовавшуюся с уходом из страны многих зарубежных производителей, КАМАЗ так и не нашел в себе ни сил, ни резервов, чтобы её заполнить. И ведь нельзя сказать, что производство на заводе стагнирует. Сколько точно сделано в 2023-м, информации нет, но сразу после новогодних праздников КАМАЗ озвучил планы на январь, собираясь за месяц изготовить 3300 автомобилей. С учётом выходных, получается, в сутки – 206 , а в месяц – порядка 4500. Если этот темп был взят ещё в минувшем году, то его результат наверняка превысил результат 2022 года, когда КАМАЗ изготовил 43,8 тысяч грузовиков. Очень даже возможно, что в 2023 году он сумел достигнуть 50-тысячной отметки! Но, по понятным причинам, вся эта прибавка на гражданский рынок не попала. А значит, вместо того, чтобы занять место ушедших зарубежных производителей, КАМАЗу приходится с великим трудом удерживать своё собственное.
В линейке гражданских КАМАЗов самыми востребованными в 2023 году оказались трёхосные автомобили повышенной проходимости КАМАЗ-43118 (6858 ед., -22,4%). Падение регистраций для столь необходимой во многих отраслях модели весьма ощутимое! Да, выросло количество регистраций более современных трёхосных внедорожников КАМАЗ-5350 (1150 ед., +82%), но если суммарно, обоих в 2023 году зарегистрировано 8008 ед. против 9467 ед. годом ранее. Разница – почти в полторы тысячи полноприводников, которых ох как не хватало заказчикам! На второй позиции по числу регистраций – КАМАЗ-65115 с колёсной формулой 6х4 (5091 ед., -32,7%). Что не удивительно: грузовик представлен широчайшим спектром модификаций, одновременно являясь одним из наиболее доступных по цене. После перевода на санкционно устойчивую агрегатную базу продажи грузовиков новых поколений К4 и К5, которые в статистике объединены под индексом КАМАЗ-5490, выросли (4783 ед., +22,6%). Но ни о каких ранее запланированных к производству в 2023 году 10 тысячах речи, понятно, не идёт. Также более тысячи регистраций оказалось у тяжелого КАМАЗ-6520 (3165 ед., -15,5%), продажи которого вопреки возросшему спросу тоже снизились. А вот количество регистраций сельскохозяйственных самосвалов КАМАЗ-4514 (1007 ед.) выросло аж в четыре раза!

Успех сопутствовал новому семейству «КАМАЗ Компас»: эти грузовики в Набережных Челнах из китайских машинокомплектов выпускает предприятие «Тракс Восток Рус». Две модели освоенных в серии в 2023 году среднетоннажников, 9,5-тонный «Компас 9» и 12-тонный «Компас 12», были зарегистрированы в количестве, соответственно, 1035 и 1586 ед. В принципе, неплохой результат: собственный среднетоннажник завода КАМАЗ-4308 (866 ед., -15,8%) давно устарел и не слишком востребован.

Даже сотрудничество с китайцами не позволило КАМАЗу хотя бы частично заполнить огромную нишу, освободившуюся после официального ухода с российского рынка европейских, японских и корейских производителей коммерческих автомобилей Если в 2021 году их суммарные продажи составляли порядка 32,3 тысячи, то в 2023 году они уменьшились до 7,5 тысяч: падение аж в 4,3 раза! Впрочем, оно охватило не всех. Если у Daewoo в 2021 году было 306 регистраций, то в 2023 году – 758. Более-менее успешно в минувшем году шли дела и у Mercedes-Benz (1966 ед., +73,1%) и DAF (787 ед., +31,4%). Но общей картины всё это, понятно, не изменило.

Следом за КАМАЗом по объёмам продаж на российском рынке средних и тяжёлых грузовиков следуют три китайских производителя: SITRAK (23 990 ед., рост в 6,6 раза), SHAANXI (20 892 ед., рост в 2,2 раза) и FAW (15 843 ед., рост в 3,5 раза). У первого основное количество регистраций пришлось на магистральные двухосные тягачи SITRAK C7H 4X2 (18 360 ед., рост в 8,5 раз), у второго – на четырёхосные самосвалы SHAANXI SX 331 8X4 (7113 ед., +60%), у третьего – на трёхосные тягачи FAW J6 6X4 (9007 ед., рост в 2,3 раза). Интересно, что под маркой FAW на российском рынке зарегистрировано значительное количество, а именно, 959 полноприводников FAW J6 6X6.

Но то была, так сказать, первая волна экспансии, за которой идёт вторая, состоящая из грузовиков под марками с числом регистраций от одной до десяти тысяч. В эту волну вошли аж шесть китайских производителей: HOWO (6768 ед., +92,3%), Foton (6296 ед., рост в 36 раз), Dongfeng (4661 ед. против одной машины годом ранее), JAC (3467 ед., +35,6%), HONGYAN (1423 ед., рост в 2,2 раза) и SANY (1411 ед., рост в 27 раз). А есть ещё и третья волна из относительно новых на российском рынке марок китайских тяжёлых грузовиков, среди которых, к примеру, DAYUN (328 ед., рост в 4,5 раза) и BEIBEN (332 ед.). Продажи последних у нас стартовали в 2023 году.

Особняком стоят ещё два китайских производителя: ZOOMLION (1011 ед., рост в 2,3 раза) и XU GONG (949 ед., +56,3%). Оба выпускают специализированные шасси главным образом под монтаж крановых установок. Другими словами, эти компании из Поднебесной в минувшем году не столько заменяли технику ушедших с нашего рынка зарубежных марок, сколько уменьшили портфель заказов испытывающих трудности с получением шасси российских краностроителей. Уменьшение, кстати, вышло весьма значительное: порядка двух тысяч автокранов!

Подведём общий итог китайской экспансии на российский рынок коммерческой автотехники. В 2023 году в России было зарегистрировано более 87,3 тысяч новых средних и тяжёлых грузовиков из Поднебесной против 8 тысяч в 2021 году. Увеличение продаж всего за два года – более чем в десять раз! Обратим внимание: рост поставок в нашу страну произведённых в Китае грузовых автомобилей оказался в два с лишним раза больше, чем сокращение за то же время поставок европейских, японских и корейских моделей. То есть у китайских товарищей наметился явный перебор, который скорее всего аукнется им в 2024-м.

Теперь вернёмся к отечественным производителям, то есть к производителям из России и Белоруссии. После КАМАЗа наибольшее количество регистраций у ГАЗа (7049 ед., +27,8%), по числу которых он занял пятое место. Напомню, что завод выпускает среднетоннажники, среди которых по итогам 2023 года наиболее востребованным оказался «Газон NEXT» (5726 ед., +32%). Следом за ним идут полноприводник «Садко NEXT» (506 ед., +17,9%) и собираемый из китайских комплектующих «Валдай NEXT» (402 ед., +26,4%).

Минский автозавод (6406 ед., +46%) на рынке средних и тяжёлых грузовиков по итогам 2023 года оказался на седьмом месте. Несколько удивляет, что оказавшись под санкциями раньше российских конкурентов и раньше адаптировавшись к ним за счёт локализации многих комплектующих, располагая вполне современным модельным рядом и развитой дилерской сетью, МАЗ не смог показать столь резкого роста продаж, как производители из Китая. Самым востребованным в линейке минских грузовиков оказалось трёхосное шасси МАЗ-6501 (1363 ед., +19,5%), идущее главным образом под установку самосвальных кузовов. На втором месте – общетранспортное трёхосное шасси МАЗ-6312 (1293 ед., +49%), на базе которого выпускают преимущественно изотермические и тентованные фургоны. Пользовались неплохим спросом и седельные тягачи: МАЗ-6430 6х4 (969 ед., рост в 2 раза), а также МАЗ-5440 4х2 (843 ед., +63,4%). Значительно выросло количество регистраций двухосных шасси МАЗ-5340 (814 ед., рост в 2 раза) и двухосных самосвалов МАЗ-5550 (276 ед., рост в 2,9 раза).

У Автозавода «Урал» (3414 ед., -27,1%) – 11 место в рыночном зачёте. Результат более чем скромен, да ещё и сопровождается падением числа регистраций. А ведь производство на самом деле растёт! На пресс-конференции, организованной в рамках проходившей в сентябре в Москве выставки COMTRANS 2023, генеральный директор Автозавода «Урал» Павел Яковлев назвал предполагаемые производственные результаты возглавляемого им предприятия на ближайшую перспективу. По его словам, изготовив в 2022 году порядка 9,9 тысяч грузовиков, в 2023 году из ворот АЗ «Урал» их должно были выйти уже 15,9 тысяч.

Может, конечно, итоговый результат и отличается от прогнозируемого в сентябре, но вряд ли кардинально. Сравните: из более 15 тысяч выпущенных в 2023 году грузовых автомобилей на российском рынке зарегистрированы менее 3,5 тысяч.

Из оказавшихся на гражданском рынке самым ходовым традиционно стал трёхосный внедорожник «Урал-4320» (1942 ед., -28,8%) – под этим индексом значатся модификации как со старой, так и с новой кабиной. Следом идут его усиленная самосвальная модификация «Урал-5557» (971 ед., -18,9%) и трёхосный полноприводный седельный тягач «Урал-44202» (211 ед., -33,2%), тоже с двумя вариантами кабины.

И в завершение – о сборочных производствах тяжёлых грузовиков. Таковых у нас сейчас два: завод Volvo в Калуге прекратил работу, но начал работу завод «Нижегородские грузовые автомобили» компании «Современные транспортные технологии», на котором в 2023 году из машинокомплектов китайской компании Foton Motor начали сборку двухосных магистральных седельных тягачей «Валдай 45». По данным «Автостат инфо», таковых зарегистрировано 12, причём все – в декабре.

Второе предприятие, некогда российско-итальянское СП «ИВЕКО АМТ», а с 2022 года – российское «АМН Н.В.», в 2023 году полностью перешло от выпуска грузовиков на базе IVECO к выпуску грузовиков на базе китайских HONGYAN. По данным «Автостат инфо», в стране за минувший год зарегистрировано 458 автомобилей производства «АМТ Н.В.» (+68,4%) против 272 автомобилей в 2022 году. Планы компании на 2024 год – изготовить 1200 грузовиков.
Оригинал материала - Константин Закурдаев
ST-KT.RU | Спецтехника и коммерческий транспорт