Новый русский: обзор грузовика Ambertruck JM 93

Новый русский: обзор грузовика Ambertruck JM 93
Осенью 2023 года в Калининграде возобновили производство среднетоннажных грузовиков, найдя замену освоенным ранее Hyundai HD78 и Mighty EX9. Знакомимся с новым автомобилем, имеющим хорошую возможность занять перспективную рыночную нишу.

Полтора года назад российский автопром находился в состоянии полной неопределенности. АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ лишились стратегических партнеров и ряда импортных компонентов, ушли «японцы», резко сбавили активность на российском рынке «корейцы», закрылись автосборочные производства европейской «большой семерки»… Однако теперь и импортозамещение наладилось, и у «совместных» автозаводов появились новые владельцы. На заводе «Трак Восток Рус» в Набережных Челнах идет сборка среднетоннажных грузовиков КАМАЗ «Компас», то есть китайских JAC. Бывший завод Volvo в Калуге запустили в середине декабря 2023 года, совершенно неожиданно поставив на конвейер вездеходы и дорожные версии «Урал Next». При этом новый инвестор — группа «Промышленные инвестиции» — в дальнейшем нацелен на выпуск там неназванного китайского грузовика. В Елабуге, взамен ушедшего с нашего рынка Ford Transit, налажена сборка лицензионных фургонов компании JAC Motors — Sollers Atlant, по кузову схожих с Mercedes-Benz Sprinter.

БЕЗ «ГРОМКОЙ СЛАВЫ»

А что теперь выпускают на калининградском «Автоторе»? Между прочим, это один из старейших сборочных автозаводов, созданных в постсоветский период — в 1996 году. Старше только «УралАЗ-Iveco», основанный в 1994‑м. Конечно же, «Автотор» в первую очередь широко известен выпуском легковых иномарок. Работая с BMW, Hyundai и Kia, в доковидный 2019 год завод выпустил 213 153 автомобиля — очень хороший результат! Однако, в Калининграде производили и коммерческие автомобили разных классов. Наиболее удачно сложилась сборка среднетоннажников Hyundai. Производство коммерческих «корейцев» началось на «Автоторе» с 2012 года. Первоначально выпускались Hyundai HD78, а также HD120 полной массой 12 тонн, затем — более легкие HD35.
В 2017 году на «Автоторе» запустили сварку и окраску кабин HD78, и началась подготовка к сборке семейства Hyundai Mighty. В конце 2019 года стартовали продажи Mighty ЕХ9 массой 8,5 тонны. Машины были новыми, вовсе не рестайлинговыми — с чередой существенных отличий от HD78. Конечно же, нового партнера в производстве грузовиков «Автотор» начал искать в Китае. Какие еще ныне есть варианты? Индия, Иран, Бразилия. А у КНР сейчас все же вторая по уровню развития экономика мира, а еще есть общие границы с РФ и налажена логистика… В Китае более 20 автозаводов производят грузовики, причем все с годовыми объемами более 100 тысяч машин. Есть из чего выбрать. Кроме того, у калининградского автозавода уже был опыт работы с «китайцами»: в 2006–2008 годах там собирали легковые Chery и пробные партии FAW, Foton. По коммерческим автомобилям «Автотор» в 2005 году сотрудничал с компанией Naveco выпуская грузовики модели Yuejin. Однако, сейчас китайские автопроизводители по-разному относятся к санкциям. Некоторые, такие как Foton, JAC, Dongfeng, FAW, похоже, не боятся ничего, другие все же опасаются противодействия со стороны западных компаний и стараются не афишировать свое сотрудничество с российскими автозаводами. Нынешний партнер «Автотор» как раз из таких и не хочет «громкой славы».

НЕ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ «КОРЕЙЦЫ»

Понятно, что грузовик для сборки в Калининграде подбирали из расчета максимальной технологической схожести с освоенными ранее Hyundai HD78 и Mighty EX9. Их и собирают на той «корейской» линии. В планах на 2024 год — выпустить 2600 грузовиков. Герой нашего рассказа называется Ambertruck JM 93. Конструктивно, это не более сложный автомобиль, чем «корейцы». Это что-то среднее между советскими ГАЗ-3307 и ЗИЛ-431410, но с современной бескапотной кабиной, экономичным дизелем и 6‑ступенчатой КП.
То есть машину можно успешно и недорого обслуживать не только в специализированном сервисном центре, но и силами собственной технической службы АТП. Одно из важнейших отличий китайских среднетоннажников от аналогичных «корейцев» — пневматический, а не пневмогидравлический привод тормозов или гидравлика с вакуумным усилителем. Достоинствами пневмопривода являются сохранение работоспособности при незначительной разгерметизации, небольшие усилия, затрачиваемые водителем при торможении, а также возможность использования других пневматических устройств за счет запаса сжатого воздуха. Типичное для пневматики применение энергоаккумуляторов обеспечит торможение в случае аварийной ситуации. Словом, по первому впечатлению от знакомства, машина вполне конкурентоспособна в сравнении с аналогичным КАМАЗ «Компас-9», «Валдай Next» и Hyundai HD78.
Полная масса Ambertruck JM 93 — 9390 кг, и значит, он освобожден от взимания платы по системе «Платон» за проезд по федеральным трассам.При существующей, пока единственной, колесной базе в 3815 мм, снаряженная масса шасси составляет 2690 кг. Следовательно, на надстройку и груз остается 6700 кг. Размеры лонжеронов рамы: высота профиля — 210 мм, полки — 60 мм, толщина — 4 мм, плюс есть усилители в районе поперечин. За кабиной и вплоть до последней траверсы лонжероны ровные, поэтому добиться разнообразия колесной базы — не проблема.
Важный момент: JM 93 не предназначен для эксплуатации в составе автопоезда. С одной стороны, это минус потенциальным возможностям калининградского «среднетоннажника». С другой стороны, при нынешнем дефиците шоферов с категорией СЕ, найти водителей на два одиночных грузовика проще, чем одного на автопоезд. Если же очень нужно возить пенопласт, поролон, сено и лампочки, а Ambertruck уже приглянулся, то российские компании-производители надстроек самостоятельно дооснащают и сертифицируют грузовики для работы с прицепом. В сравнении с Hyundai HD78 особых отличий в конструкции подвески JM 93 почти нет. В передних рессорах — по пять листов, в задних — по восемь, плюс шестилистовой подрессорник. Передние рессоры установлены на резиновых втулках, которые и обслуживания не требуют, и легко заменяются при износе. На задних рессорах резиновые втулки только на серьгах, а на передних «ушах» рессоры — палец с масленкой. Спереди и сзади смонтированы стабилизаторы поперечной устойчивости и амортизаторы. Нагрузка на переднюю ось — 3,3 тонны, на задний мост — 6,4 тонны. Тормоза — барабанные, но не с капризным клиновым разжимом, а с понятными и простыми «кулаками». Пневмоаппаратура — лицензионная, сделана в КНР. Очень хорошо, что крепление колес к задним ступицам сделано без футорок, как на «японцах» и на советских грузовиках. Здесь на задних шпильках — по одной конусной гайке. Открутить колеса легко.

МАЛЕНЬКИЙ, НО МОЩНЫЙ

На Ambertruck JM 93 стоит тоже японский, лицензионный дизель Isuzu 4НК1, объемом 2,9 л, мощностью 156 л. с., крутящим моментом 440 Нм. То есть в сравнении с мотором Hyundai Mighty ЕХ8 японский «китаец» тяговитее. Диаметр цилиндра — 95 мм, ход поршня — 102 мм. У этого двигателя чугунный блок цилиндров с алюминиевой головкой блока. Снизу он дополнен алюминиевой бугельной рамой, объединяющей крышки коренных подшипников, что добавляет жесткости конструкции. Блок цилиндров негильзован, но есть ремонтные поршни, и возможна установка ремонтных «сухих» гильз. У коленвала ремонтных размеров нет, как говорят в представительстве «Автотор», он не перешлифовывается. Видимо, коленвал азотированный и потому со сверхтвердой, очень износостойкой поверхностью. Здесь главное — не упустить в моторе уровень масла и замену фильтров…
Межсервисный интервал составляет 20 000 км. Топливная система, конечно же, Common Rail с маркировкой Bosch, но китайского производства. Турбина — Garett. Соответствие нормам экологического класса Евро-4 достигается благодаря системе рециркуляции отработавших газов EGR с жидкостным теплообменником. Отсутствие фильтра DPF позволяет использовать полнозольные моторные масла класса API CH-4. Для сохранности дорогостоящей топливной аппаратуры есть фильтр-отстойник, фактически это китайский аналог Separ, с датчиком воды и подогревом. Топливный бак — алюминиевый, на 125 л. Кстати, из алюминия сделаны и ресиверы пневмосистемы.

На Ambertruck JM 93 ставят 6‑ступенчатую коробку WLY 6G45 под крутящий момент до 450 Нм. Производитель — китайская компания Zhejiang Wanliyang Co. Передаточные числа — от 6,14 на первой до 0,79 на шестой. Пятая передача — прямая. Управление коробкой осуществляется тросами, это логично для грузовика с откидывающейся кабиной, да и ходы рычага при этом меньше в сравнении с тягами. Рычаг установлен на площадке рядом с креслом водителя. Для монтажа коробки отбора мощности с левой стороны картера есть лючок. Крестовины карданного вала — сменные, со стопорными кольцами, такой кардан легко и недорого ремонтируется. Но на фланцах нет торцевых шлицев, которые серьезно разгружают от крутящего момента болты крепления. Ведущий мост — с одноступенчатым гипоидным редуктором, передаточное число 4,22. Ни «японцы», ни «китайцы», ни Hyundai не поставляли в Россию полноприводные среднетоннажники с колесной формулой 4х4. А к таким машинам, у наших перевозчиков, несомненно, был бы интерес. Быть может «Автотор» освоит такое исполнение JM 93?

ДВА МЕТРА, ТРИ МЕСТА

У JM 93 как раз применяется широкая кабина, с внешним габаритом 2060 мм. Реальные размеры внутри: расстояние между боковыми стеклами дверей в средней части — 198 см, от центра лобового стекла до задней стенки мы намерили 150 см, высота от пола до потолка над головой водителя — около 140 см. То есть самая современная кабина Hyundai Mighty ЕХ чуть более узкая и короткая, чем на «китайце». Если судить по ОТТС, то у JM 93 должна быть и удлиненная кабина, со спальником, но наверняка матрац там будет шириной всего в 45–50 см. Очень хорошо, что крепление колес к задним ступицам сделано без футорок, как на «японцах» и на советских грузовиках. Здесь на задних шпильках — по одной конусной гайке. Открутить колеса легко. Забираться внутрь и садиться за руль очень легко — двери большие, открываются широко. Кабина посажена на раму низко, потому и пол расположен невысоко. Ступенька находится именно на том месте, где должна быть: закрыта от снега, наледи и дорожной грязи кромкой двери. А это важно для развозного грузовика, работающего на коротком плече. На улице было под 20 градусов мороза, поэтому сразу же отметил, что и в теплой обуви педали «не мешаются».

Кресло водителя удобное, с хорошими валиками боковой поддержки, в меру мягкое. Диапазона регулировок вполне хватает для роста 188 см, есть подлокотник под правую руку. Добротно сделано и выглядит хорошо. Однако главное кресло в автомобиле полностью лишено подвески. На тех машинах, которые будут выпускать в 2024 году, все же обещают «мягкое» сиденье. В интерьере Ambertruck есть типично «азиатские» решения, которые никогда не увидеть на европейских среднетоннажниках. Панели обивки дверей с большими поручнями, почти во всю ширину проема, их можно использовать как подлокотник. Сюда же можно отнести и хитрую, складывающуюся спинку среднего сиденья. Это одновременно и столик, и емкость для дорожной документации. Цвет обивок дверей — темно-серый, не маркий и выглядит весьма солидно. Основная расцветка для передней панели — сочетание черного и серого, в обрамлении решеток используется матовый хром. Сама панель почти «плоская», но есть небольшой «изгиб» вокруг водителя.

Среди опций создающих комфорт — кондиционер, электростеклоподъемники, центральный замок и медиасистема с небольшим дисплеем. Комбинация приборов с аналоговыми тахометром и спидометром, плюс два прибора в виде «угольников» с уровнем топлива в баке и температурой двигателя. Вся дополнительная информация считывается с небольшого дисплея в центре комбинации, куда выводится суточный пробег и мгновенный расход топлива. Меню дисплея можно листать кнопкой на руле. У рулевой колонки цанга с механическим фиксатором, «баранку» можно довольно хорошо поднять-опустить, но наклонить намного вперед-назад не получится: здесь средний диапазон регулировки. Можно сказать, что сборка нового грузовика на заводе уже освоена, активно идет адаптация конструкции и комплектации автомобиля к российским условиям эксплуатации — что бы он был не хуже «корейцев». По плану «джей» остается запустить в дело несомненный козырь калининградцев — производственные линии по сварке и окраске кабин…
Источник данных: 5 Колесо Автопарк
21.05.2024

Контактная информация

контакты

Единый телефон: +7 (495) 777 - 77 - 36

Запчасти: parts@aaa-ts.ru

Отдел продаж: autosalon@aaa-ts.ru

Выкуп ТС: used@aaa-ts.ru

Сервис: service@aaa-ts.ru

МОСКВА

Московская область

Офис и сто

г. Москва, улица Василия Петушкова, 3

Офис: Пн-Пт с 09:00 до 18:00

Сервис: Ежедневно с 08:30 до 20:30

сто

Павловский Посад, деревня Кузнецы, 58Д

Ежедневно с 9:00 до 21:00