Эксперты предупредили, что будет с ценами на авто из-за роста курса доллара
Что сейчас творится на рынке автомобилей? В пресс-службе ГК Автодом Bankiros.ru рассказали, что рыночные ниши, которые недавно занимали бренды крупных европейских, американских и японских автоконцернов, сейчас заполняют китайские автопроизводители. В июле этого года доля автомобилей из Китая на российском рынке впервые превысила 50%, а до конца 2023 года может достигнуть 60%, считают в Автодоме.
«Несмотря на приостановку поставок автомобилей зарубежных брендов, благодаря параллельному импорту сейчас можно доставить практически любой автомобиль по желанию клиента. Однако, цены на такие авто выше и зависят не только от колебаний курсов валют, но и от сложностей способа их доставки. Поскольку курс доллара и евро по отношению к рублю растет, то предпосылок для снижения стоимости новых авто нет», – уверены специалисты Автодома.
Как менялись цены на авто? Управляющего АО «Крымское производственное предприятие «Созвездие» Максим Загорский рассказал, что за последнее время стоимость транспортных средств значительно выросла, и снижения ожидать не приходится. «По данным Росстата, в 2021 году цены на автомобили увеличились на 14,48%, а в 2022 году рост составил рекордные 24,33%. Особенно сильно выросли в цене иномарки – примерно на 40%, в то время как отечественные машины подорожали менее значительно. Однако с декабря 2022 года по июнь 2023 года инфляция на авторынке замедлилась, и стоимость автомобилей за этот период поднялась всего на 3%», – сообщил Загорский. Что будет с ценами на автомобили в 2023 году? Во втором полугодии 2023 года Загорский ожидает более значительное увеличение цен на автомобили, чем впервой полугодии. На это, по его словам, есть две причины: Во-первых, с 1 августа 2023 года ставка утилизационного сбора вырастет. В среднем она увеличится в 1,7-3,7 раза, в зависимости от объема двигателя автомобиля. Во-вторых, ослабление рубля также может оказать существенное влияние на стоимость автомобилей. «Оба фактора в первую очередь повлияют на стоимость импортных автомобилей. Это может стать вызовом для покупателей, поэтому стоит принимать во внимание эти факторы при планировании покупки. Рост цен может доходить до 15%», – прогнозирует собеседник Bankiros.ru.
Стоит ли покупать машину прямо сейчас?
В пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр Bankiros.ru сообщили, что повышение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года отразится на стоимости новых автомобилей. «Так как ставки утильсбора напрямую зависят от уровня локализации бренда, то авто могут прибавить в цене от 10 до 20%, в зависимости от бренда. Поэтому, если автомобиль нужен срочно, лучше не откладывать покупку, так как предпосылок для снижения стоимости на сегодняшний день нет», – подчеркнули в ГК АвтоСпецЦентр.
Что будет с ценами на коммерческий транспорт?
Управляющий партнер компании «ААА Траксервис» (официальный дилер грузовиков MAN и Sinotruk (бренды Sitrak и Howo) в России) Валерий Кузьмин отмечает, что цены значительно изменились и «мы уже в новой реальности». «Изменения происходят и в ценообразовании коммерческой техники, и легковых автомобилей. Мы наблюдаем последовательное ослабление рубля и индексацию курсов основных валют на плюс 20% только за лето 2023. Как результат – полностью закрылись все адекватные возможности для параллельного импорта, где теперь просто «нет математики» для бизнеса», – говорит Кузьмин. Кроме того, по его словам, повлияло на это и решение Минпромторга о повышении утильсбора: теперь необходимо ждать, пока отечественный автопром сможет удовлетворить спрос, а «пока переплачивать всю дельту, если необходимо обновить парк техники». «По факту же это все отразится на стоимости для конечного потребителя», – уверен Кузьмин.
Все вышеперечисленные обстоятельства, по словам эксперта, уже заставили большинство дилеров изменить рублевые стоимости техники на складах в наличии, подняв цены на 10-15%. Весь импорт техники в длинных контрактах привязан к валюте, и дилерам в этой связи приходится поднимать РРЦ (рекомендованная розничная цена), в том числе на уже оплаченную технику в связи с тем, что иначе у них возникнет потеря ликвидности и оборотных средств.
«Ведь расплачиваться за технику в контрактах будущего периода придется по курсам ЦБ, при этом покупательская способность рубля тает. Поэтому если сейчас рублевый сток не проиндексировать – просто не хватит потом валюты для оплаты контрактов», – подчеркнул Кузьмин.
Стоит ли поспешить и купить коммерческий транспорт именно сейчас?
Кузьмин отмечает, что сейчас еще есть предложения от отдельных игроков по «старым ценам», особенно на технику, которая заходила на стоки при другом курсе или до 1 августа. «Хорошее предложение найти можно, но оно точно ограничено и скоро закончится. На наш взгляд пока нет предпосылок к тому, что рубль отыграет те потери, которые есть на сегодняшний день. Мы, скорее, наоборот предполагаем пессимистичный прогноз. Действия регулятора по ограничению покупок валюты в резервные фонды или наоборот ее продажа из ФНБ пока не дает нужных результатов, рынок реагирует соответствующе», – говорит эксперт. Он также добавил: если так будет продолжаться, то нас ждет дальнейшее поднятие ключевой ставки, что также оптимизма рынку не добавит. «Поэтому если нужна техника – лучше искать оптимальное предложение и искать, и покупать сейчас, чем верить, что «цены откатятся назад», – заключил Кузьмин.
Как изменятся цены на автозапчасти?
В ГК Автодом сообщили, что по сравнению с началом прошлого года цены на комплектующие увеличилась, в среднем, в два раза. В отличие от новых авто, цены на запчасти зависят не от размера утилизационного сбора, а от курса рубля: чем он ниже, тем закупать их за границей дороже. Кроме того, на конечную стоимость комплектующих влияют сложности логистики, рассказали в ГК АвтоСпецЦентр. «Однако проблем с обслуживанием автомобилей у россиян не возникнет», – отметили там.
Полина Троянова